Тороп Виктор - Летописная Завеса Над Князем Владимиром
Виктор Тороп
Летописная завеса над князем Владимиром
ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ БИОГРАФИЯ
Владимир Святой вошел в историю как креститель Руси. Казалось бы,
биография такой великой исторической личности должна была подробно
запечатлеться в памяти потомков. Но все оказалось по-иному. В летописях
многих выдающихся деяний св. Владимира мы не находим. Так, например, нет в
них ни слова о том, что он помог Византийской империи справиться с
грандиозным восстанием Варды Фоки. Между тем решающее значение русских
войск в разгроме мятежников хорошо известно по византийским и мусульманским
хроникам.
Древние книжники не только сократили биографию Владимира Святого, но и
сильно исказили ее. Ему приписали казнь родственников его супруги Рогнеды,
баснословный гарем из 800 наложниц, гибель брата Ярополка и многое другое.
Чем же не угодил равноапостольный повелитель Руси, почему оказался столь
плотно окутанным туманом легенд, клеветы и недомолвок? Причин было много.
Одной из них стало желание монахов-летописцев доказать, что во тьме
язычества человек мог иметь только звериную натуру и лишь переход в
христианство смог превратить его в праведника.
Сегодня накопленные русскими историками сведения позволяют приоткрыть
завесу над тысячелетней тайной.
ВОЙНА С ИМПЕРИЕЙ
Самыми яркими и малоизвестными страницами жизни крестителя Руси были его
заграничные походы. Он явился достойным продолжателем своих воинственных
предков и участвовал в крупнейших событиях мировой истории.
Обстоятельства заграничных походов Владимира Святого в основном известны
по иноземным источникам. В 985 году русы заключили союз с болгарами,
боровшимися против Византии. На следующее лето их дружины прибыли на
Балканы. Они засели в Сардике, стоявшей на месте современной Софии, и
оттуда вместе с болгарами нападали на византийские рубежи. В это время
империей правили братья Василий II и Константин VIII. Василий решил одним
ударом положить конец набегам. Он собрал мощную армию и отравился в поход.
Описание этого похода оставил сопровождавший ромейское войско летописец Лев
Диакон:
"Совершив путь по узким крутым тропам и приблизившись к городу Сардике,
который скифы обычно именуют Тралицей, Василий разбил вблизи него лагерь и
двадцать дней осаждал город. Но он не имел в этом деле успеха... Сначала,
когда ромеи вышли из лагеря в поисках зеленой травы и сена, мисяне напали
на них из засады, учинили страшное побоище и увели множество вьючных
животных и лошадей".
Историк по обычаям того времени называет здесь скифами русов, а мисянами
болгар. Когда стало кончаться продовольствие, ромеи сняли осаду и решили
вернуться домой. Но на обратном пути их поджидало вот что:
"...войско проходило по лесистому, изрытому пещерами ущелью. Едва пройдя
его, оно попало в изобилующее расселинами, труднопроходимое место. Там на
ромеев напали мисяне, перебили большую часть воинов, захватили шатер
императора, казну и весь обоз. Был там и я, рассказывающий с горечью об
этом. На беду мою, я сопровождал правителя, неся службу дьякона. Едва не
поскользнулись стопы мои, и я стал бы добычею скифского меча, если бы не
избавило меня от этой опасности некое божественное попечение, внушившее мне
быстро погнать коня..."
Русский меч, от которого придворному дьякону пришлось сломя голову
удирать, оставил глубокий след. Лев из-за неприязни к русам в своем
сочинении исказил многие эпизоды их истории - принизил их подвиги,
преувеличил неудачи, предал забвению русскую помощь империи в борьбе с ее
вра